На входе в Большой зал делегатов Конференции встречали плакаты разной степени остроумия:
Попытка выпить кофе с утра закончилась горьким разочарованием: кофе предлагали за 100 р. Поэтому учёные пили воду. Такая вот гримаса капитализма: РАН обвиняют в неэффективном использовании собственности, при этом для организации крупного мероприятия в стенах здания Президиума РАН нанимает "профессионалов" (эффективных менеджеров, видимо), которые учёным с зарплатой 17 000 (семнадцать тысяч) рублей предлагают "взбодриться" с помощью кофе за 100 рублей. Я, правда, ближе к середине дня всё-таки взял себе бутерброд с колбасой и зелёный чай Липтон - отдал 130 рублей... Но я-то вообще олигарх, по сравнению с коллегами-фундаментальщиками...
Вот, кстати, ещё одна гримаса. Я, сотрудник института РАН, не могу пройти по паспорту в здание Президиума (я хотел попасть в Институт этнологии и антропологии). Зато если я скажу, что иду в ресторан "Sky Lounge", меня тут же пустят... Мне это напомнило историю, когда в тщательно охраняемый НИЯУ МИФИ проходили совершенно "левые" богомольцы по паролю "я на службу к батюшке"... А до этого (хотя и не всегда) можно было использовать пароль "Я на самбо" (он в моём случае по понятным причинам не работал) или "я на хор". Но это - совсем другая история.
Конференция открылась выступлением В.Е. Захарова «Академия наук и Россия», в котором он академично, но не без (уместных) шуток рассказал о том, как Пётр Великий создавал Академию, почему он начал с Академии, а не с Университета, и как Академия развивалась вплоть до 20 века, историю которого все в принципе знают. По фотографиям видно, что в зале яблоку негде было упасть:
Фортов напомнил основные вехи противостояния Академии с государством, упомянул о роли Путина в том, что законопроект не был принят сразу во всех чтениях, сказал о заверениях Путина в том, что любые недочёты можно будет отрегулировать его (чуть не написал с большой буквы) Указами. Зал на это реагировал сдержанно, а отдалённые ряды - и того больше, скептически.
Президент сказал и о том, что в пятницу (то бишь - вчера) у него запланирована встреча с представителями Единой России (с Железняком и др.). Пишут, что встретился.«Обе стороны представили другу другу проделанную работу, согласились, что работа была проделана большая. Все идет к пониманию», — сообщил «Газете.Ru» источник в окружении президента РАН. Ну, раз Газета.ру пишет, что всё идёт к пониманию, значит, фигово всё... А ещё - что Академию проверяют прокуратура и Счётная палата.
Пока выступал Фортов, ребята-волонтёры растянули очень странные плакаты. Вот о чём, например, вот этот плакат?
А другой плакат был вполне остроумным, но и-за изгиба стены с определённого ракурса читался как "Россия без науки - это тру!"
После Фортова начались 5-минутные выступления. Всё было как-то вялотекуще, пока не пришёл Рошаль:
Доктор Рошаль - мой кумир, честное слово. Он говорил меньше 5 минут. Каждое слово, каждая фраза тщательно подготовлены и выверены. Каждое предложение - тезис, который можно поднимать на голосование (и голосование будет "за" подавляющим большинством). Каждое предложение встречалось залом аплодисментами.
Примерные цитаты из речи Рошаля:
- Так называемая реформа Академии, затеянная какими-то дураками, - преступна. И мы хотим узнать имена этих людей!
- Путина - я его не защищаю, а просто высказываю своё мнение - обвели вокруг пальца!
- Уступать нельзя ни по одному из пунктов! Уступим в мелочи - вот тут-то нас и обманут!
- Счётная палата проверяет академию? Пусть проверяет. Мы добились, что Минздрав сейчас возглавляет профессионал. А когда там была Голикова, Счётная палата нашла нарушения. И что мы видим? Кого выдвигают на пост руководителя Счётной палаты? Ту же Голикову!
После Рошаля, наверно, сразу можно было голосовать за Резолюцию и расходиться - добавлять было особенно нечего. Отмечу выступления представителей молодых учёных (в том числе лауреата Премии Президента, моего однофамильца), представителей Отделений РАН, требовавших сохранения за Отделениями статуса юридического лица, а также сообщение о статистических данных, говорящих о том, что в нашей стране люди доверяют Путину (именно так - Путину, ибо Медведеву доверяли меньше, когда он был президентом), Церкви, армии и Академии наук.
Выступала Солженицына:
Сказала, что Академия - старейшая, если не единственная оставшаяся, независимая институция (sic!) в России. Может быть, так оно и есть.
Конечно, все ждали нашего Нобелевского лауреата. И он, конечно, выступил. Как всегда, ярко и содержательно:
В частности, рассказал, как его чуть не облапошил Фурсенко. Когда Алфёров был на лечении (ему устанавливали кардиостимулятор), ему позвонил Фурсенко и сказал, что в Госдуму внесён закон, в котором отражены все предложения Алфёрова, которые он внёс Путину в феврале. И что мол надо поддержать. Алфёров было согласился, но когда приехал домой и прочитал текст, тут же выступил резко против. Фурсенко ему позвонил и стал упрекать, мол, как же так, вы же согласились поддержать!..
Алфёров, в своём репертуаре, остроумно вворачивал разные байки. Например, про Капицу.
Капице для разработки новой установки нужны были шарикоподшипники, а их производство в СССР ещё не было налажено. Капица написал письмо в соответвующий Наркомат с просьбой закупить нужное количество подшипников в Англии. Ему прислали официальный ответ: "Уважаемый Капица! Ваш запрос мы получили, в настоящее время рассматриваем варианты закупок шарикоподшипников в разных странах". Капица на этом письме написал: "Делайте, как я вам говорю, - или идите к такой-то матери!" И отослал обратно. В Наркомате возмутились и понесли это письмо к Сталину, мол, Капица совсем уже с катушек слетел. Сталин ознакомился с письмом и ответом на него и наложил резолюцию: "Делайте, как вам говорит Капица, - или идите к такой-то матери!"
Также Алфёров привёл высказывания крупных иностранных учёных (Нобелевских лауреатов, в основном) по поводу реформы РАН. Коротко можно их реакцию охарактеризовать фразой: "Вы там что, с дуба рухнули?"..
Ещё многие вспоминали Арцимовича: "Есть две «отрасли», которые не подлежат реформированию, - это церковь и наука".
Забавную картинку про днище показали сотрудники, близкие к космической отрасли:
Резолюцию приняли подавляющим большинством. Отдельно голосовали за абзац про Ливанова и Голодец. А потом дополнительно - за включение в текст Резолюции фразы о том, что по мнению участников Конференции, законопроект был внесён с нарушением Конституции РФ. За этот текст проголосовало большинство, хотя в тексте Резолюции, который лежит на сайте конференции, про Конституцию - ни слова. Чувствую, будет скандал...
Лично я голосовал за Резолюцию и за абзац про Ливанова и Голодец, но против упоминания о нарушении Конституции. Как правильно заметил председательствующий, заключение о нарушении Конституции - вне компетенции Конференции. Это решает Конституционный суд. От себя добавлю: ничто не мешает обратиться в КС с иском, отдельно от Резолюции Конференции, однако даже если КС встанет на сторону истцов (что вряд ли), его решение будет касаться не сути законопроекта, а лишь процессуальных нарушений. Ну и что, перевнесут. Переподпишут. Это как Собянина обвинять в том, что Путин ему не дал нужной бумажки. Найдётся бумажка - а выступать нужно против сути законопроекта.
Словами Шаова и закончу:
"Товарищи ученые! Мы все в глубокой заднице. Спасибо за внимание, окончен семинар".